Начало…

Попробую в довольно сжатой форме рассказать, что же такое Трайбл и как он появился. В сжатой, потому что рассказывать об этом стиле можно бесконечно, а моя задача в данной статье познакомить вас с рассматриваемым явлением.

Стиль Трайбл появился в США во второй половине ХХ века и имеет очень много общего с классическим Raks al Sharki (что в переводе с арабского означает Танец Востока). Но не стоит думать, что Трайбл – это разновидность BellyDance, и я Вам это докажу.

В то время (напоминаю, 50-е годы) в западном мире представление о танце живота ограничивалось тем, как он был показан в фильмах Голливуда, и было несколько искаженным, поскольку хореографическими постановками занимались джазовые танцоры того времени. Удивительно, но Трайбл родился, как протест. И в этом смысле он обязан своим появлением стилю Cabaret Bellydance (или American Cabaret) – «голливудскому» беллидансу, который был весьма популярен в Соединенных Штатах в середине 20-го века и исполнялся в кафе, барах и ресторанах. Шифоновые прозрачные юбочки, пояса и бра были привнесены в классический беллиданс именно Западом. Cabaret Bellydance практически стер то историческое и сакральное значение, которое имел танец живота на Востоке. Можно сказать, что восточные танцы в Штатах были превращены в подобие стриптиза, в интимный приватный танец для мужчин.

Но, то была Америка – перекресток многих культур и страна, где сильны феминистические настроения. В начале 60-х многие танцовщицы американского ресторанного беллиданса стали уходить из этого направления, поскольку считали, что унижение такого прекрасного танца просто недопустимо. К тому же общественность не слишком-то одобряла подобный род деятельности. Танец живота заслуживал сцены.

Итак, Джамила Салимпур (Jamila Salimpour), исполнительница Cabaret Bellydance, решила возродить исконный восточный танец, вернув ему духовность. А заодно и вывести его на большие сцены. В 1952 году она начала преподавать танец живота. Однако, ее ученики столкнулись с непредвиденными трудностями: поскольку Джамила никогда по-настоящему не училась танцам, у нее не было представления о систематическом преподавании. Поэтому уже к 60-м годам она стала создавать систематизированную терминологию, которой удобно было пользоваться,.постепенно развивая свой метод и терминологию движений. При этом она руководствовалась рассказами своего отца-военного, который много путешествовал по Африке и видел, как исполняют беллиданс египетские танцовщицы, и дополняла существующий стиль своеобразными интерпретациями марокканских, цыганских, индийских и индейских танцев, заимствуя не только специфику движений, но и костюмы, украшения, татуировки. Технику она пыталась собрать, общаясь и записывая все со слов восточных эмигранток, работающих танцовщицами в американских ресторанах. В то время цыганские танцы как раз трансформировались в городские эстрадные выступления, чтобы больше соответствовать вкусам колониального Египта. И в этом качестве они стали достаточно популярны в Соединенных Штатах Америки. Недостающую информацию заполнили её собственные фантазии и выдумки на эту тему.

Джамила Салимпур отдавала предпочтение классическому эстрадному стилю танца, подходящему для выступлений в ночных клубах и кабаре. Но в 1967 году некоторые из ее учеников стали уезжать на проходившую тогда в Северной Калифорнии «Ярмарку Возрождения» («Renaissance Pleasure Faire»). Джамиле пришлось создать собственный ансамбль под названием «Бал-Анат» («Bal-Anat»). Это было нечто среднее между цирковым выступлением и варьете, и напоминало представления, которые можно увидеть на базарах Ближнего Востока. Ее американские ученики изображали египетских и марокканских музыкантов, алжирских и турецких танцоров. У танцев не было привязки к определенному историческому периоду, так как каждый участник представлял танец и костюм определенного региона или страны.

Джамила не называла созданный ею стиль «трайбл», обозначая его просто как беллиданс. Однако эклектичные костюмы, многие идеи для которых были почерпнуты из журнала National Geographic, татуировки на лице, танцы в группе и специфика движений создавали ощущения племени, а «племя» звучит на английском именно как «tribe» – и позднее название «tribal» прижилось.

Но не будем забегать вперед, пока это еще не тот Трайбл, который мы знаем. Стиль Джамилы продолжила развивать ее ученица – уроженка Киева Маша Арчер (Masha Archer), которая занималась у нее два с половиной года, а потом основала собственную труппу The San Francisco Classic Dance Troupe, просуществовавшую почти 14 лет с начала 70-х годов до середины 80-х XX века, и стала преподавать сама. Она начала независимую карьеру в танце, не успев научиться хореографической постановке, и поэтому ее танец был во многом основан на свободной импровизации. Все ее последователи признавали, что Маша была довольно плохой преподавательницей, а в костюмах предпочитала чрезмерную эклектику, сочетая несочетаемое. Однако заслуга Арчер в том, что она увела танцовщиц беллиданса из кабаре и баров на более уважаемые сцены. Так же как и Джамила Салимпур, Маша Арчер считала, что этот танец заслуживает лучшей участи, нежели представления в барах и ночных клубах. Маша Арчер – художница, и танец для нее был искусством. Она считала его культурным наследием, и полагала, что он не должен целиком зависеть от чьих бы то ни было вкусов. Она принципиально подчеркивала, что танец живота – высокое искусство, достойное только большой сцены.

Маша не выбрала для своего стиля в танце какого-то определенного названия, это был просто «беллидэнс». Каролина Нериккио в шутку называла этот стиль «Трайбл Арт Нуво».Маша Арчер отказывалась выступать в барах и ресторанах и предпочитала танцевать на различных культурных мероприятиях. Таким образом, она пыталась доказать, что беллидэнс может быть частью театрального выступления, он вполне подходит для серьезной сцены. Что танцоры беллидэнс могут быть чем-то большим, нежели эротическим дополнением к ужину. Она понимала, что этот танец сам по себе прекрасен и заслуживает уважения.

Преемницей Маши Арчер была Каролина Нериккио (Carolena Nericcio) (изучавшая катхак), которая закрепила созданные до нее идеи в четкие формы и положила начало современному Трайблу. Ее детище – American Tribal Style® Bellydance, или ATS. Именно Каролина развила и создала этот стиль таким, каков он есть и по сегодняшний день, с уникальной и четко выстроенной системой импровизации, движениями и переходами. Каролина Нериккио начала заниматься в школе Маши Арчер в 14 лет. Она училась около семи лет, прежде чем основала в 1987 году группу ФэтЧенсБеллиДэнс (FatChanceBellyDance®), которая по сей день считается эталоном классики трайбл-стиля и примером для подражания для трупп со всего мира. «ФэтЧенсБеллиДэнс» примерно можно перевести как «у тебя нет ни малейшего шанса на приватный танец». Это название подчеркивало, что трайбл – это больше не интимный эротический танец. Костюмы также были созданы для подчеркивания этой мысли – больше никаких голых ног (шаровары и длинные юбки), даже плечи закрыты (чоли). Открытым остался только животик, который напоминал, что это все-таки танец живота.

Зачастую у группы не было времени и возможности репетировать на большой сцене перед выходом. К тому же состав постоянно менялся – кто-то не мог, кто-то уезжал в другой штат, кто-то не мог ехать со всеми. В таких условиях делать постановки было невозможно, поэтому основополагающим принципом исполнения стала синхронная импровизация. Танец исполняется танцовщицами в группах от 2 до 4 человек. Группы спонтанно (по определенным правилам) формируются из стоящего позади хора. В солирующей группе впереди слева находится ведущая танцовщица – лидер, создающий рисунок танца. Существует довольно обширный словарь движений и перестроений, который знает каждая танцовщица. Синхронность действий достигается постоянной невербальной коммуникацией между выступающими и знанием всех движений, техники исполнения и правил. Поэтому часто со стороны это выглядит, как постановка. К сожалению, от зрителя ускользает этот вдохновляющий момент, когда понимаешь партнера по одному только взгляду.

Дабы не нарушать демократические принципы, танцовщицы постоянно меняются местами, давая возможность каждой участнице стать лидером. В этом танце все равны, все имеют абсолютно равные права и обязанности. Это и есть племенной дух, который и дал название всему стилю (tribal – племенной).

«Тот, кто утверждает, что для исполнения трайбла необязательно знать ATS® – не понимает сути трайбла. Такой человек танцует что угодно, но не трайбл.» (С. Дворецкая, Президент Российской Федерации Трайбла)

Таким образом, Трайбл – это искусственно созданный стиль, сочетающий элементы индийского танца, танца живота (египетского) и фламенко. Но в то же время он настолько сильно уходит своими корнями в древнее танцевальное искусство, что его трудно считать ненастоящим племенным танцем. Формирование трайбла изначально происходило под сильным влиянием египетского фольклора, из которого основательницы стиля черпали идеи, технику, вдохновение и костюмы. Можно с уверенностью утверждать, что исторические корни трайбла лежат в танцах египетских цыган Ghawazee и культуре Среднего Алжира Ouled Nail, которые впервые выступили на Чикагской Международной Выставке (Chicago Worlds Fair) в 1893г – две древние ветви, которые сейчас почти утеряны.

Формат ФэтЧенс и стиль АТС представляют собой смешение стилей танца Джамилы Салимпур и Маши Арчер. Хор или задняя линейка, выстроенная полукругом, и танцовщицы, выходящие из хора на три-четыре минуты, для того чтобы представить публике свой танец, а затем смениться другой группой танцовщиц – все это наследие танцевального стиля Джамилы Салимпур. Использование близких к этническим костюмов, терминология танца также пришли из «Бал-Анат». Однако, костюмы для АТС более стилизованные и универсальные. Изящная постановка корпуса, высоко поднятая грудь, прямая спина появились в АТС также благодаря Маше Арчер.

Трайбл Беллидэнс прошел долгий путь за последние сто лет. От цыганских танцев, предназначенных для того, чтобы опустошить карманы солдат – до эстрадных выступлений. За последние пятьдесят лет танцовщицы меняли и трансформировали танец, исходя из собственных представлений о прекрасном, и одновременно пытаясь сохранить его исторические корни. American Tribal Style® лишь одно их направлений постоянно меняющегося танца. Джамила Салимпур как то сказала: «Традиционное – не значит неизменное. Восточный танец эволюционировал от салонного и уличного представления до представления в ночном клубе или концертном холле. И это вовсе не конец».

troupe-front

Поделитесь с друзьями!

Присоединяйтесь!

Категория: Что есть ТРАЙБЛ  Метки:
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Комментарии (1)
  1. […] Семь лет занятий восточными и индийскими танцами позволили раскрыть в себе женственность и обрести мягкость, так тщательно скованную в своё время хореографическими рамками. Классика, шоу, folk, bollywood, красочные блестящие костюмы, выступления, соревнования, конкурсы… Прекрасные танцы, наполнявшиеся всё большим количеством элементов бальных танцев и акробатики,  в исполнении прекрасных девушек от baby до сеньор, каждая из которых желала показать, что она лучше и профессиональнее других… Постепенно в обилии блеска тускнела красочность танца, в азарте соревнований тускнела женская сила и гармония души. И вот тогда в моей жизни появился Tribal. […]

Оставить комментарий

Вы должны зарегистрироваться чтобы оставить комментарий.

  • Архивы

  • Январь 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Дек    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031